Бенор Гурфель

Семейная хроника


     


     Начата:
     10.14.1981
     Окончена:
     Моему сыну Элиезеру Гурфелю
     посвящаю и завещаю продолжать
     Бенор Гурфель
     
     «Мы, евреи, - общность
     основанная на памяти»
     Мартин Бубер
      


     
     
     
      
Предисловие 2

     
     Прочитал всё написанное раннее. Я вижу, что моя Хроника превращается в цепь предисловий, где каждое из них – это новый, порой ревизионистский взгляд на прошлое или на настоящее. Но, может быть это и есть Хроника развития взглядов, отношений, всего того, что понимается под развитием духа,
     
     
      
Предисловие 1

     
     Это предисловие пишется сегодня т.е. 7 Июля 2000 года. Прошло почти 20 лет со времени написания начала этой хроники. И каких лет! Ушёл в прошлое Израиль и все чувства, страсти и годы, связанные с ним. Мы давно уже укоренившиеся американцы, живущие сытой и спокойной американской жизнью.
     Наш сын вырос, успел два раза жениться и развестись. Он съел свою порцию неудач, провалов и поражений. Но у него хватило сил, воли и стойкости выстоять. Он сменил карьеру, вошёл в незнакомую ему область телекоммуникаций и занял там солидное положение.
     Изменился я, изменилась Талла. Она потеряла свою уверенность, смелость и напор. В мои 67 лет многое видется иначе. Старые идолы повержены, новые не воздвигнуты. Чем становишься старше тем более в благоговении и трепете взираю я на вечную загадку мироздания.
     Эту хронику, написанную 20 лет тому назад, я решил оставить без изменений. Пусть вольный или невольный читатель почувствует дух и запах того времени.
     
      
Вступление

     
     Я не могу утверждать, что мысль Бубера была мне близка с детства. Нет. Во всяком случае, моя прошлая жизнь сделала всё возможное чтобы этой исторической, родовой и личной памяти у меня не было. И если этого не случилось, то в основном, это заслуга не моя...
     Первые толчки к ощущению себя в мире я ощутил поздно, уже в сорокалетнем возрасте, в начале 70-х. Происходило это в связи и на фоне определённого подъема общественного сознания в России. Когда многие потянулись к своим корням: национальным, культурным, религиозным. Это было время т.н. «почвенников» или нео-славянофилов, время ускоренного национального развития окраин и время, когда советские евреи – «евреи молчания» - заговорили.
     
      
Первое отступление

     
     В истории много раз случалось когда появление новой доктрины, общественной системы, веры или идеологии устанавливало новую шкалу отсчёта времени. Иногда это удавалось, иногда нет. Но всегда это приводило к разрыву единой исторической цепи и к духовному оскудению. В этом отношении еврейство распологает найболее богатым как положительныь так и отрицательным опытом.
     К положительному опыту повидимому можно отнести наличие единой исторической цепи, начавшейся от Дней Творения и продолжающейся через три основные человеческие истории: Историю Адама и его потомков, Историю Ноя и его потомков, Историю Авраама и его потомков.
     Благодаря этому опыту, каждый из нас (при желании) может найти своё место в этой цепи и обрести, тем самым, смысл и цель существования Именно это ощущение – ощущение звена в единой цепи Мировой Истории и звена в единой цепи Природы, мне кажется, и делает человека человеком И конечно нельзя не упомянуть отрицательный еврейский опыт, первая попытка которого заключалась в изготовлении золотого тельца. После этих попыток было множество – и все они оказались тщетными и дали отрицательный результат. И период «гаскалы», и период эмансипации, и период социальных революций. Ответ был дан – недвухсмысленный и жестокий: печи уравняли всех.
     
      
Второе отступление

     
     Вероятно, в процессе развития, человеческое сознание постепенно подымается от осознания себя как изолированной биологической особи, до осознания себя как звена в вертикальной цепи поколений. Появляется т.н. «историческое сознание». Этот тип сознания появляется , видимо, на более поздних стадиях развития общества и личности.
     Во всяком случае, в мои первые 30 лет сознательной жизни, я мало думал о подобных вещах, занимаясь или самоспасением (в годы войны), или стремясь к достижению приемлемого социального статуса. Но вот очевидно пришло время «собирать камни». Я чувствую способность и испытываю желание оставить моим потомкам, и в первую очередь моему сыну Элиезеру, по возможности, правдивое жизнеописание его предков, до третьего поколения включительно. Дальше мой взор не проникает, к сожалению. Дальше тьма.
     Но именно свету преднзначены эти записки. Это не только и не столько попытка избежать забвения. Забвения боиться тот кто чересчур много думает о материи и мало или совсем - о духе. Это скорее желание и предложение помощи – тем будущим, которые придут. Помощи в их попытках осознания своего места и роли, своего назначения и предопределения.
     Вполне вероятно, что первоначальный текст Хроники будет изменяться и дополняться, по мере появления новых сведений или иного понимания событий.
     Я думаю, что найболее естественно было бы разделить нашу родовую историю (известную мне) на три периода: поколение дедов, поколение отцов, моё поколение. Используя этот подход, в дальнейшем легко можно будет продолжать составление Хроники.
     
      
Третье отступление

     
     Мне кажется, если рассматривать историю семейных родов, можно заметить сквозь калейдоскоп текущих событий, некий Б-жий рисунок, чертёж , проявляющуюся некую Волю. Как известно в семьях праотцов наследование Обета осуществляется по отцовской линии. Рассматривая историю нашей семьи можно почувствовать это стремление к «прямизне». Так мой сын оказывается (вдруг?) единственным прямым потомком своего прадеда. Те множество родственников, распологаемых вокруг него, возможно представляют некую периферию наследственного Обета. Но ведь тогда и на его деда, и на меня и, сейчас всё больше, на него возлагается всё большая ответственность за Будущее, и особое ожидание, и особые надежды. Понимает ли он это сейчас? Думаю что нет. Способен ли он к этому пониманию и ответственности? Думаю, что да.
     2.01.1983
     
     Прошло так много месяцев с момента написания Вступления. Эдак, пожалуй я и не кончу свою хронику – ведь время уходит... Мы все изменились: я, Талла, Алик. Мы вместе, со всеми, прошли через Ливанскую войну и её опыт не прошёл для нас даром... Я часто думаю о своей смерти. Мне кажется это не есть некое стремление умереть, некая психопатия. Большинство людей нагромождают всяческие иллюзорные баррикады, пытаясь отгородиться от своей смерти. Зачем? Ведь если человек не только биологическая система,но и душа созданная по подобью Б-га, и его частица – то тогда размьшления о смерти и о последующих превращениях души – есть размышления о вечности и неисчерпаемости истинно сущего, т.е. размышления о Б-ге.
     Мне кажется почти каждый, немножко зрячий, имел (имеет) немалое число подтверждений. Вообще мой мистический опыт очень невелик. Но даже то что есть свидетельствует о наличии тонких миров и о возможности контактов с ними и при жизни.
     Сегодня утром, в тот час, что между сном и явью, я опять увидел (почувствовал?) нечто мистическое. Т.е. я «ощутил» некую геометрическую структуру... полную огня. Она была скреплена какими-то лёгкими и немногочисленными конструкциями и вся светилась или пылала. Мне она была приятна. Она не вызывала страха или отвращения.
      ................................................................................................................
     
     Я знаю,что мои предки вышли из Балты, что на Южной Украине. В энциклопедии сказано, что евреи там были уже в начале ХVI века и что Балта в 1791 вошла в состав России. Можно предпологать, что после погрома 1882, когда было уничтожено и разграблено 1200 еврейских домов и лавок, мои дед и бабка – Иехиль и Либа Гурфель переселились в Бессарабию.
     В тех местах тогда проживало значительное число немецких колонистов, которые не разделяли погромные настроения украинской массы.
     В семье всегда отмечалось решительный характер, инициатива и ум бабки и мягкость деда. Эти черты потом многократно повторялись в их детях и внуках. Некоторые унаследовали мягкость и усеупчивость деда, другие – напор и жизненную силу бабки (урождённой Бочлин). Как бы то ни было, это дало основание их потомкам говорить о двух наследственных типах: «это настоящий Бочлин» или «типичный Гурфель». Естественно при этом каждый выражал свои эмоции.
     Дед и бабка обосновались в одном из местечек на юге Бессарабии – Тарутино, с преобладающим немецким населением, занимающимся сельским хозяйством. Там они открыли небольшую лавку по торговле железными изделиями.
     23.06.1983
     
     ...и там у них родились три дочери и сын: Юдит, Рахиль, Рива (Ревекка) и Лейзер. Они были не похожи друг на друга. Две старшие – более земные, более приземлённые, более оседлые...Младшие: брат и сестра – наоборот более романтичные, непоседливые с завихринкой.
     Различие характеров сказалось и на различие взглядов и на различие судеб и перешло на их детей и, можно пожалуй утверждать, на их внуков. Так и текут вот уж 90 лет, не сливаясь, эти две струи одной семейной реки. Одни серьёзны, трудолюбивы, рачительны и накопительны. Другие – легкомысленны, легки в мыслях и поступках и стремительны к будущему. А между тем, этим летом – летом 83 года в нашей семье происходят значительные события, естественно связанные с Аликом (так как какие события отныне могут происходить со мной или Таллой?). Даст Б-г через пару месяцев Алик кончает срок действительной службы в израильской армии и одновремённо заканчивает университетский курс по специальности «Международные Отношения и Советология».
     После окончания службы в армии и Университета он приглашён еврейскими организациями США (UJA) на лекционное турне – выступить перед перед еврейскими общинами США по проблемам советского еврейства, его абсорбции в Израйле, проблемам израильского общества и пр.
     И когда я думаю о той пропасти времени, о той бездне, лежащей между юностью его прадеда, деда, отца и его (Алика) юностью и о неразрывности этой цепи лет, потому что все они в нём, также как он в них.
     Я хотел бы чтобы Алик занимался, работал для сионизма и для русских евреев. В этом я вижу и продолжение и отдачу долга за наш выезд из России. И есть в этом некая законченность судьбы и, следовательно, торжество гармонии и справедливости. Тем более что и с практических позиций это представляется заманчивым. Как бы то ни было, если Б-г позволит осуществить кое-что из наших надежд, я и Талла будем счастливы и удовлетворены.
     10.12.1983
     
     Заканчивается 83 год – год так много значащий в жизни нашей семьи. В этот год умерла тётя Рахиль – сестра моего отца, последняя из того поколения; поколения начала ХХ века. Она умерла в очень преклонном возрасте, 88-ми лет. И её смерть (очень похожая на смерть мамы) унесла с собой что-то безвозвратное. Запах той ушедшей эпохи, русской революции, фашизма, сталинизма, патриархальной Бессарабии, нашей иммиграции из России – последней эмиграции в её долгой жизни. Через неделю даст Б-г мой сын возвращается из своего 3-х месячного турнэ по Америке. Он побывал во многих городах и выступал перед сотнями людей. Важно отметить, что многие свои выступления он начинал, упоминая имя своего деда - Лейзера Гурфеля. Отмечая тем самым преемственностьи передачу наследия. Упоминание внуком имени деда, которого он не знал, похороненного 33 года тому назад на Северном Урале, на маленьком провинциальном кладбище – несёт в себе глубокий мистический смысл и является ясным подтверждением сказанного раннее. Во всяком случае, это ещё одно подтверждение оправданности наших жертв во имя истинного (подчёркиваю!) будущего и незабываемости наших истинных усилий. Это очень широкая тема – об истинности. Существует масса ответов на этот счёт. Мне не под силу ответить фундаментально. Но что-то... В каком смысле истинно сегодняшнее? В материальном? Безусловно да. А завтра? Новое сегодняшнее? А после завтра? В каком отношении находятся сегодня, вчера и завтра? Видимо «вчера» - есть прошлое сегодня. И в этом смысле оно истинно ибо неподвластно изменениям. Хорошее сегодня превращается в хорошее вчера и это непреложно.
     Но это в рамках одной жизни. А в истории рода? Так ли это непреложно? Ведь хорошее «сегодня» деда может оказаться неприемлемым для правнука. Тут уж зависит от устремлений личности. На что они направлены.
     Наши праотцы: Авраам, Ицхак и Яаков (Израиль) были устремлены в будущее и в этом одна из сторон Завета, мне кажется. Устремление в будущее через детей и их будущее. Отсюда моё неодобрение людей – мужчин и женщин без детей. Неодобрение и жалость как бы хорошо они не жили. Ведь они сознательно отказываются от будущего. Как я чувствовал это бродя по Парижу, где столько лет стучали каблучки тёти Ривы (младшей и любимой сестры отца). И уже не застучат больше в её детях – никогда.
     Существование Алика придаёт законченность, завершённость моей и Таллиной жизни.
     Удовлетворение от возвращения «на круги своя» нашей спиральной ветви. Философский принцип спирали. Он встречается и в исскустве и в социальной жизни. А так ли просто что молекула ДНК также спиральна? А историческое развитие? Великий Гегель...
      ...........................................................................................................
     
     Последнее время мне часто болит сердце. Вероятно это начало маминой болезни – стенокардии. Интересно, что это не пугает меня. Почему? Потому что я боюсь стать беспомощным в жизни. Беспомощным физически и, следовательно, экономически и социально. В моей ситуации я могу надеяться только на сына. Если он прочно станет на ноги. И такая надежда не безосновательна.
     Но на худой конец нам с Таллой остаётся надеяться только на себя. А мы не молоды и силы уходят. Пожалуй лет на 10 т.е. до 60-ти нас хватит, т.е. мы сможем вести достойный образ жизни. Тот образ жизни, который даст нам относительную независимость – в общественном плане – и следовательно относительную внутреннюю гармонию.А это, в конечном счёте, самое главное (так мы убеждены: я и Талла) для истинного сегодня. Именно поэтому сигналы моего сердца не только не пугают меня а вселяют некую уверенность типа «...я от дедки ушёл, я от бабки ушёл, и от тебя ......уйду»
     
      
Послесловие 2