Бенор Гурфель

Заметки


     
      Недавно, ползая по Интернету, наткнулся на отличную статью об Олеше. И подойдя к остаткам своей, некогда не плохой библиотеки, обнаружил, что кого- кого а Олешу сохранил. И «Зависть» и «Ни дня без строчки». Более того, оказалось что «Ни дня без строчки», купленная в 1965 за 58 копеек, всю жизнь пролежала у меня на полке, нераскрытая.
     И вот сейчас, прожив и намного пережив Олешу, я открыл и стал читать эту удивительную книгу. Часто говорят о проверке временем. Эта книга с честью прошла эту проверку. Сегодня мы живём в 2002 а книга написана в конце 50-х. Во всяком случае 50 лет эта книга уже прожила, и каких лет! С какой переоценкой ценностей!
     Описания Одессы и людей Одессы того времени - прянны и живописны. Краски природы, запахи моря, уличный шум – всё это живо до сих пор. Эти зарисовки отличаются и мимолетностью и глубиной. Мимолётностью, в которой схвачено и заморожено время. Рассуждения Олеши: о времени, о молодости, о старости, о смерти для меня, живущего уже в ХХI веке, также интересны и свежи ( может более), чем когда они были написаны.
     Попробую и я, хотя бы начать, свою «Ни дня без строчки». В конце концов всё зависит от того – есть ли у тебя, что сказать. Только не надо фальшивить и говорить то, что ты не чувствуешь или не знаешь. Или говори своё – или промолчи.
     Книга Олешы по теме относится к так называемым вечным книгам. Потому что в ней говорится о так называемым «вечных темах». Хорошо написано у Трифонова, о том как некий совчиновник от литературы с презрением отмечает у Трифонова чуждое нам стремление к «вечным темам». Где сейчас этот чиновник?
     
     
     Вопрос «дежурной вежливости» американцев глубже чем он представляется. Это код определённой культуры. Всегда и во всех случаях надо энергично и с улыбкой утверждать, что у тебя всё хорошо и всё прекрасно, также как и вокруг. Хорошо не в смысле «Прекрасной маркизы» а по настоящему. Американцы страдают от тягот современности не меньше других народов.Но признаются об этом меньше. Не из гордости, как может подумать недоброжелатель. А из глубоко заложенного чувства оптимизма. Американец рассуждает так: «если я скажу что у меня всё окэй (а если даже нет, то что мне поможет, если я скажу правду?) и он скажет окэй и ты скажешь окэй – так всем будет немножко легче.
     Когда я лежал в больнице, в раздёргнутом состоянии и входила сестра или врач и видела состояние и делала всё что надо, но при этом с улыбкой спрашивала: «ну ты как? В порядке? И я отвечал сквозь боль – «конечно в порядке!». А вчера соседи пригласили нас на День Благодарения и мы все дружно выпили за счастливый День Благодарения. И я, с переломаными костями, и Давид, с парализованными ногами, и наши жёны, несущие на себе тяготы ухода, и все остальные гости.
     Это особое отношение к жизни. Твои проблемы – это твои проблемы. Может быть это не так уж и неверно.
     Много говорят и пишут об американской медицине. Одна из дежурных тем нашего общества. Одни хвалят, многие ругают. Ругают за узкую специализацию врачей, За технологичность (алгоритмичность) системы, за её коммерческий характер. Всё это верно И как исправить эти недостатки я не знаю.Для этого имеется немало умных голов и дельных предложений.
     Однако недавно, в силу обстоятельств мне пришлось попасть в госпиталь и столкнуться лично с медицинской системой. Опишу свой личный опыт. Жена привезла меня в семь утра с переломанной рукой и ногой в приёмное отделение Скорой помощи. Через 5-10 минут уже несколько людей крутилось вокруг. Опытный ст. санитар ловко и быстро снимал с меня моё окровавленное бельё заменяя на больничное. Подкатили аппарат, сделали ЭКГ, подключили к контрольному прибору (давление, ритм сердца), стали вливать физиологический раствор. Через полчаса я был окружён порослью шнуров и мигающих экранов. Затем меня стали возить (коридоры и коридоры) по лабораториям, рентген костей, сканирование головы, позвоночника и пр. Результаты тут же вводились в ЭВМ и транслировались на центральный пункт где вписывались в мой файл. Врач скорой помощи – японец Канно крутился по отделению, подходя к каждому и обеспечивая необходимую первоначальную помощь.
     Через 2-3 часа стали появляться врачи-специалисты: кардиолог, хирург- орторпед, невропатолог. Каждый исследовал свое поле, а т.н. «семейный» врач (или попросту терапевт), координировал их работу. В тот же день было проделано 14 разных видов анализов, Меня возили по всему госпиталю, с нижнего этажа на верхний, с одного конца в другой. (И тут мы столкнулись с интересным противоречием – исследовался вопрос: почему я упал? И каждый специалист, не найдя в своей области причины, перебрасывал мяч на другое поле. Так и не нашли.)
     Время шло, а главный солист – известный в городе хирург-ортопед всё ещё оперировал в разных госпиталях города. Из каждого он звонил и просил операционную группу не расходиться и ждать его. Наконец поздним вечером он появился, свежий и оживлённый, сделал, под общим наркозом, полуторачасовую операцию и отправил меня в палату.
     Четыре дня провёл я в госпитале. Должен отметить высокую квалификацию медперсонала и чёткое выполнение своих обязанностей. Необходимые анализы делались в любое время суток. Каждый час сестра или няня заглядывали и подходили ко мне. Каждый их визит сопровождался шуткой и улыбкой. Эти заметки не претендуют на всеобъемлющее представление. Однако думается, что американская медицина настолько глубоко ввинтилась в познание процессов человеческого организма, что специализация подавила комплексное представление и взаимосвязь процессов оказалась потеряна. Тело как таковое исчезло. Неспособен современный врач воспринять комплексно весь тот гигантский объём информации, представляющий современное знание о человеческом организме.
     
     
     Хочу поделиться некоторыми мыслями о моём психологическом состоянии в эти дни. Последние годы я довольно много прочёл книг о восточной философии, о «восточном» отношении к действительности, о карме, о характере развития и прочих «зарутильных» вещах. Тут и Далай-Лама, тут и Гессе, тут и Будда в оригинале или в интерпретации.
     Повидимому это чтение не прошло зря. И когда понадобилось подсосзнание встало на защиту и выделило необходимые ресурсы. Во всяком случае моё отношение – спокойно оптимистическое как к настоящему, так и к возможному будущему. Я готов к возможным изменениям стиля и характера моей жизни.
     
     
     Читаю сложный философский роман Томаса Манна – «Волшебная Гора» о жизни приговорённых к быстрой смерти молодых, в основном, людей, проводящих свои последние годы и месяцы в туберкулёзном санатории, в Швейцарских Альпах. Глубокие рассуждения о времени, как о явлении с разной протяжённостью. И о способности человека эту протяжённость менять. Рад, что в моём состоянии меня могут увлекать такие мысли.
     
     
     За полгода до смерти, отец работал над своими записками, которые он назвал «Полёты мысли». Это были действительно полёты. В них шла речь об относительной и абсолютной истине, о движении материи и энергии, о движении молекул и о теплоте, о зарождении жизни и тому подобных философских проблемах.
     Надо знать обстоятельства его тогдашней жизни чтобы понять и оценить эти устремления.
     Сегодня, совершая свою утреннюю прогулку по пальмовым рощам «Пальмы Пустыни» (так называется городок, где мы живём), я задумался об особенностях человеческого общения. И мне захотелось выразить эти мысли на бумаге (т.е. на компе) и поделиться ими с немногими людьми...которым они могут показаться любопытными.
     А после я подумал, что тут и там разбросаны некоторые мои зарисовки, некоторые сюжеты, мысли, высказанные в переписке, и прочий мусор. Так почему бы не собрать всё это в одном месте, под одной «крышей», хотя бы под вышеприведённым заголовком? И если уж «рукописи не горят» то виртуальные записи и подавно.
     А ещё я подумал, ведь отец тоже так делал, и вот его сын через 50 лет, примерно, тем же самым хочет заняться ... Итак
     
     
     «Человеческое общение». Сколько написано на эту бесконечную тему?! И нужно ли сказать что-то ещё? Заведомо не новое. А почему бы и нет? Если это твоё? Пережитое и прочувствованное. Вынесем сразу за скобки общение профессиональное. То о чём я говорю – это общение личное, в какой-то степени то, что, порой иронически, называют «русский стиль» общения, на кухне, под водочку, с раскрытием души.
     Нужно ли такое личное общение? Мой опыт говорит, что да. Многие люди, в старости особенно, одиноки. И они пытаются избежать тюрьмы одиночества разными путями.
     Большинство стремятся продолжать свою работу как можно дольше. Тогда они не остаются одни, сами с собой или с женой (мужем) и не возникает вопрос «чем заняться?». Для этих ничего не меняется и они продожают всё тот же вечный «па-де-па-тинер»
     Другие стремятся вовлечь себя в во взаимоотношения и в уход за внуками. Быть нужным кому-то, если не обществу – то хотя бы своей семье. Третьи переезжают (в этой стране) в специальные старческие сообщества (Флорида), где пытаются общаться с себе подобными. Как правило такое общение дальше игры в гольф или в карты не идёт. Как писала Цветаева: «Как живётся вам – хлопочется – ёжится, встаётся как? С пошлиной бессмертной пошлости как справляетесь бедняк?»
     Так вот если говорить о личном общении можно предпологать несколько форм такого общения . Это общение с глазу на глаз, общение путём бумажной переписки, общение по телефону и наконец общение через Интернет. Общение «с глазу на глаз» - наиболее полный, наиболее богатый вид общения. В то же время это наиболее трудный вид общения. Требующий совпадения места и времени, а также эмоциональной «настройки». Поэтому это и наиболее редкий вид общения.
     «Общение по переписке» - более гибкий тип общения, не требующий совпадения по месту и времени. Однако и тут существуют ограничения. Многие считают необходимым описывать происходящее вокруг, а не своё отношение к происходящему. В силу разрыва во времени и в пространстве возникает эмоциональное несоответвие между смежными письмами и пр.
     «Телефонное общение» более «персонально» и в то же время меннее глубинно. Часто мы выражаем по телефону свои сиюминутные, поверхностные эмоции. Чувства, которые на самом деле мы не ощущаем или ощущаем не в той мере.
     Мне представляется, что «интернетовское общение» в наше время и в современном обществе является наиболее потенциально богатым видом общения, для тех кто в нём нуждается. Конечно оно требует определённой технической подготовки и определённых технических средств. Но подготовка эта составляет не более 5-10 часов, а стоимость технических средств весьма скромна. Зато вы получаете возможность общения со всем миром или с частью мира, говорящей на вашем языке. Вы имеете возможность быть искренним и глубинным насколько вам это дано и желательно. Вы не имеете ограничений во времени и в пространстве и в размере вашего послания. Наконец вы свободны в открытии, в поддержании или в прекращении вашего контакта. Это качественно новый вид общения – общения XXI века.
     Я не говорю здесь о возможностях новой литературы – гиппер текста. Но это уж иная тема.
     
     
     Вчерашней ночью не спал и всё перебирал в памяти печальные и горькие события 1988 – 1998. Всё крутился в безнадёжной попытке найти причины сделанных ошибок. Не смог их найти. Но оглядываясь назад и разглядывая моё прошлое и прошлое моих близких, заметил грех высокомерия. Возможно в этом причина наших неудач. Лозунг блатных «Как много пройдено дорог, как много сделано ошибок»
     Уже не раз отмечалось, что в этих несовершенных заметках отражается попытка автора найти и подчеркнуть некий глубинный смысл происходящего, скрытый под поверхностью каждодневности.
     Недавняя встреча с Люсей ( после тридцатилетней добровольной разлуки) только лишь усиливает значительность и судьбоносность происходящего. Думаю, что любые попытки снизить эмоциональное напряжение участников обречены на неуспех, хотим ли мы этого или нет. Думаю, что даже если каждый из нас попытается дать «задний ход», произнесённые слова уже произнесены и стереть их невозможно. Они вышли в мир и уже существуют независимо от нас. В этом кстати мощь и неуничтожимость виртуальности («рукописи не горят»). Кроме мемуарных рассказов и очерков, вошедших в различные литературные собрания (Биб-ка Белоусенко, Русский Журнал, Казахстанский литературный портал, Журнал Самиздат, Порт-Фолио и многие другие) моё литературное наследство содержит несколько философских эссе, написанных на горячие темы современности.
     К ним относятся: анализ различных форм человеческого общения, сострадание как возможность выхода из тупика, об американской медицине, об относительной и абсолютной истине, рассуждениия о времени как о явлении с разной протяженностью и о способах эту протяженность менять, о зарождении и продолжительности жизни и т.п. философских проблемах.