Бенор Гурфель

Полёты


     
     
1

     Недавно, ползая по Интернету, наткнулся на отличную статью об Олеше. И подойдя к остаткам своей, некогда не плохой библиотеки, обнаружил, что кого-кого а Олешу сохранил. И «Зависть» и «Ни дня без строчки». Более того, оказалось что «Ни дня без строчки», купленная в 1965 за 58 копеек, всю жизнь пролежала у меня на полке, нераскрытая.
     И вот сейчас, прожив и намного пережив Олешу, я открыл и стал читать эту удивительную книгу. Часто говорят о проверке временем. Эта книга с честью прошла эту проверку. Сегодня мы живём в 2002 а книга написана в конце 50-х. Во всяком случае 50 лет эта книга уже прожила, и каких лет! С какой переоценкой ценностей! Описания Одессы и людей Одессы того времени - пряны и живописны. Краски природы, запахи моря, уличный шум – всё это живо до сих пор. Эти зарисовки отличаются и мимолетностью и глубиной. Мимолётностью, в которой схвачено и заморожено время. Рассуждения Олеши: о времени, о молодости, о старости, о смерти для меня, живущего уже в ХХI веке, также интересны и свежи ( может более), чем когда они были написаны.
     Попробую и я, хотя бы начать, свою «Ни дня без строчки». В конце концов всё зависит от того – есть ли у тебя, что сказать. Только не надо фальшивить и говорить то, что ты не чувствуешь или не знаешь. Или говори своё – или промолчи. Книга Олешы по теме относится к так называемым вечным книгам. Потому что в ней говорится о так называемым «вечных темах». Хорошо написано у Трифонова, о том как некий совчиновник от литературы с презрением отмечает у Трифонова чуждое нам стремление к «вечным темам». Где сейчас этот чиновник?
     Вопрос «дежурной вежливости» американцев глубже чем он представляется. Это код определённой культуры. Всегда и во всех случаях надо энергично и с улыбкой утверждать, что у тебя всё хорошо и всё прекрасно, также как и вокруг. Хорошо не в смысле «Прекрасной маркизы» а по настоящему. Американцы страдают от тягот современности не меньше других народов. Но признаются об этом меньше. Не из гордости, как может подумать недоброжелатель. А из глубоко заложенного чувства оптимизма. Американец рассуждает так: «если я скажу что у меня всё о' кэй (а если даже нет, то что мне поможет, если я скажу правду?) и он скажет о'кэй и ты скажешь о' кэй – так всем будет немножко легче.
     Когда я лежал в больнице, в раздёрганном состоянии и входила сестра или врач и видела состояние и делала всё что надо, но при этом с улыбкой спрашивала: «ну ты как? В порядке? И я отвечал сквозь боль – «конечно в порядке!». А вчера соседи пригласили нас на День Благодарения и мы все дружно выпили за счастливый День Благодарения. И я, с переломанными костями, и Давид, с парализованными ногами, и наши жёны, несущие на себе тяготы ухода, и все остальные гости. Это особое отношение к жизни. Твои проблемы – это твои проблемы. Может быть это не так уж и неверно.
     Много говорят и пишут об американской медицине. Одна из дежурных тем нашего общества. Одни хвалят, многие ругают. Ругают за узкую специализацию врачей, За технологичность (алгоритмичность) системы, за её коммерческий характер. Всё это верно. И как исправить эти недостатки, я не знаю. Для этого имеется немало умных голов и дельных предложений.
     Однако недавно, в силу обстоятельств, мне пришлось попасть в госпиталь и столкнуться лично с медицинской системой. Опишу свой личный опыт. Жена привезла меня в семь утра с переломанной рукой и ногой в приёмное отделение Скорой помощи. Через 5-10 минут уже несколько людей крутилось вокруг. Опытный ст. санитар ловко и быстро снимал с меня моё окровавленное бельё заменяя на больничное.
     Подкатили аппарат, сделали ЭКГ, подключили к контрольному прибору (давление, ритм сердца), стали вливать физиологический раствор. Через полчаса я был окружён порослью шнуров и мигающих экранов. Затем меня стали возить (коридоры и коридоры)
     
2

     по лабораториям - рентген костей, сканирование головы, позвоночника и пр. Результаты тут же вводились в ЭВМ и транслировались на центральный пункт, где вписывались в мой файл. Врач скорой помощи – японец Канно крутился по отделению, подходя к каждому и обеспечивая необходимую первоначальную помощь.
     Через 2-3 часа стали появляться врачи-специалисты: кардиолог, хирург-орторпед, невропатолог. Каждый исследовал свое поле, а т.н. «семейный» врач (или попросту терапевт), координировал их работу. В тот же день было проделано 14 разных видов анализов, Меня возили по всему госпиталю, с нижнего этажа на верхний, с одного конца в другой. (И тут мы столкнулись с интересным противоречием – исследовался вопрос: почему я упал? И каждый специалист, не найдя в своей области причины, перебрасывал мяч на другое поле. Так и не нашли.)
     Время шло, а главный солист – известный в городе хирург-ортопед всё ещё оперировал в разных госпиталях города. Из каждого он звонил и просил операционную группу не расходиться и ждать его. Наконец поздним вечером он появился, свежий и оживлённый, сделал, под общим наркозом, полуторачасовую операцию и отправил меня в палату.
     Четыре дня провёл я в госпитале. Должен отметить высокую квалификацию медперсонала и чёткое выполнение своих обязанностей. Необходимые анализы делались в любое время суток. Каждый час сестра или няня заглядывали и подходили ко мне. Каждый их визит сопровождался шуткой и улыбкой.
     Эти заметки не претендуют на всеобъемлющее представление. Однако думается, что американская медицина настолько глубоко ввинтилась в познание процессов человеческого организма, что специализация подавила комплексное представление и взаимосвязь процессов оказалась потеряна. Тело как таковое исчезло. Неспособен современный врач воспринять комплексно весь тот гигантский объём информации, представляющий современное знание о человеческом организме.
     Хочу поделиться некоторыми мыслями о моём психологическом состоянии в эти дни. Последние годы я довольно много прочёл книг о восточной философии, о «восточном» отношении к действительности, о карме, о характере развития и прочих «зарутильных» вещах. Тут и Далай-Лама, тут и Гессе, тут и Будда в оригинале или в интерпретации.
     Повидимому, это чтение не прошло зря. И когда понадобилось, подсознание встало на защиту и выделило необходимые ресурсы. Во всяком случае моё отношение – спокойно оптимистическое - как к настоящему, так и к возможному будущему. Я готов к возможным изменениям стиля и характера моей жизни.
     Читаю сложный философский роман Томаса Манна – «Волшебная Гора» о жизни приговорённых к быстрой смерти молодых, в основном, людей, проводящих свои последние годы и месяцы в туберкулёзном санатории, в Швейцарских Альпах. Глубокие рассуждения о времени, как о явлении с разной протяжённостью. И о способности человека эту протяжённость менять. Рад, что в моём состоянии меня могут увлекать такие мысли.
     За полгода до смерти, отец работал над своими записками, которые он назвал «Полёты мысли». Это были действительно полёты. В них шла речь об относительной и абсолютной истине, о движении материи и энергии, о движении молекул и о теплоте, о зарождении жизни и тому подобных философских проблемах.
     Надо знать обстоятельства его тогдашней жизни чтобы понять и оценить эти устремления.
     Сегодня, совершая свою утреннюю прогулку по пальмовым рощам «Пальмы Пустыни» (так называется городок, где мы живём), я задумался об особенностях человеческого общения. И мне захотелось выразить эти мысли на бумаге (т.е. на компе) и поделиться ими с немногими людьми...которым они могут показаться любопытными.
     
3

      А после я подумал, что тут и там разбросаны некоторые мои зарисовки, некоторые сюжеты, мысли, высказанные в переписке, и прочий мусор.
     Так почему бы не собрать всё это в одном месте, под одной «крышей», хотя бы под вышеприведённым заголовком? И если уж «рукописи не горят» то виртуальные записи и подавно.
     А ещё я подумал: ведь отец тоже так делал, и вот его сын через 50 лет, примерно, тем же самым хочет заняться ... Итак. «Человеческое общение». Сколько написано на эту бесконечную тему?! И нужно ли сказать что-то ещё? Заведомо не новое. А почему бы и нет? Если это твоё? Пережитое и прочувствованное. Вынесем сразу за скобки общение профессиональное. То о чём я говорю – это общение личное, в какой-то степени то, что, порой иронически, называют «русский стиль» общения, на кухне, под водочку, с раскрытием души. Нужно ли такое личное общение? Мой опыт говорит, что да. Многие люди, в старости особенно, одиноки. И они пытаются избежать тюрьмы одиночества разными путями.
     Большинство людей стремятся продолжать свою работу как можно дольше. Тогда они не остаются одни, сами с собой или с женой (мужем) и не возникает вопрос «чем заняться?». Для этих ничего не меняется и они продолжают всё тот же вечный «па-де-па- тинер»
     Другие стремятся вовлечь себя в во взаимоотношения и в уход за внуками. Быть нужным кому-то, если не обществу – то хотя бы своей семье. Третьи переезжают (в этой стране) в специальные старческие сообщества (Флорида), где пытаются общаться с себе подобными. Как правило, такое общение дальше игры в гольф или в карты не идёт. Как писала Цветаева: «Как живётся вам – хлопочется – ёжится, встаётся как? С пошлиной бессмертной пошлости как справляетесь бедняк?»
     Так вот, если говорить о личном общении, можно предполагать несколько его форм. Это общение с глазу на глаз, общение путём бумажной переписки, общение по телефону и, наконец, общение через Интернет.
     Общение «с глазу на глаз» - наиболее полный, наиболее богатый вид общения. В то же время это наиболее трудный вид общения. Требующий совпадения места и времени, а также эмоциональной «настройки». Поэтому это и наиболее редкий вид общения. «Общение по переписке» - более гибкий тип общения, не требующий совпадения по месту и времени. Однако и тут существуют ограничения. Многие считают необходимым описывать происходящее вокруг, а не своё отношение к происходящему. В силу разрыва во времени и в пространстве возникает эмоциональное несоответствие между смежными письмами и пр.
     «Телефонное общение» более «персонально» и в то же время менее глубинно. Часто мы выражаем по телефону свои сиюминутные, поверхностные эмоции. Чувства, которые на самом деле мы не ощущаем или ощущаем не в той мере.
     Мне представляется, что «интернетское общение» в наше время и в современном обществе является наиболее потенциально богатым видом общения для тех, кто в нём нуждается. Конечно, оно требует определённой технической подготовки и определённых технических средств. Но подготовка эта составляет не более 5-10 часов, а стоимость технических средств весьма скромна. Зато вы получаете возможность общения со всем миром или с частью мира, говорящей на вашем языке. Вы имеете возможность быть искренним и глубинным насколько вам это дано и желательно. Вы не имеете ограничений во времени и в пространстве и в размере вашего послания. Наконец, вы свободны в открытии, в поддержании или в прекращении вашего контакта. Это качественно новый вид общения – общения XXI века.
     
4

      Я не говорю здесь о возможностях новой литературы – гипертекста. Но это уж иная тема. Вчерашней ночью не спал и всё перебирал в памяти печальные и горькие события 1988 – 1998. Всё крутился в безнадёжной попытке найти причины сделанных ошибок. Не смог их найти. Но оглядываясь назад и разглядывая моё прошлое и прошлое моих близких, заметил грех высокомерия. Возможно в этом причина наших неудач. Как кто-то сказал, «Как много пройдено дорог, как много сделано ошибок»