Бенор Гурфель

Записки восьмидесятилетнего человека


     


      (Под редакцией Эли Гурфель)

(Посвящается тем, кому исполнилось 80)

     Глава 1 Вопросы без ответов
     
     Я уже ответил моему прошлому, возродив его в своих циклах рассказов и эссе. (Классическим в этом смысли является «Люди,Годы,Жизнь» Эренбурга, где талантом автора возвращена к жизни целая эпоха.) Так почему же и для чего же пишутся эти строки?
     Просто у меня сейчас появилось время и возможности перебирая прошлое, отразить его в этих записках, в меру способностей. Скажем так – мне как личности представляется интересным обсуждать мировозренческие вопросы, характерные для русского общества второй половины ХХ века. Своеобразная мозговая эквилибристика не так ли? Если это так – так почему бы мне этого не делать?
     
     Ну хотя бы проблемы миграционных потоков, столь характерных для минувшего столетия. (Выбор темы абсолютно случаен). Повидимому это одна из «вечных тем». «Пришельца не обижай. Потому что сами были пришельцами в земле Египецкой» (вторзаконие) Говоря о современном положении дел в этой области для начала определимся в понятиях: ЭМИГРАЦИЯ или ИММИГРАЦИЯ. Эмиграция это вынужденное покидание страны постояннго проживания из-за угрозы жизни ввиду постояных преследований по рассовой, национальной или религиозной принадлежности а также по политическим взглядам. Иммиграция это процесс смены страны, не связанный с причинами угрозы жизни. Целый ряд стран имеют программы по приёму иммигрантов. Это в первую очередь Израиль, Канада, Австралия. Репатриация это восстановление гражданства по происхождению.
     
     Например, Илья Ильф, с присущим ему вульгарным материализмом, заклеймил провинциальных еврейских интеллигентов, пытающихся разобраться в хитросплетениях европейской политики, назвав их презрительно «пикейными жилетами». Которые, вместо того чтобы строить заводской социализм, занимаются чепухой, обсуждая Бриановскую политику Франции («Подождите, вы Бриану не кладите пальцы в рот, вы раньше помойте их»). И мы все бурно аплодировали ильфовскому остроумию. А что смешного в том, если маленький человек пытается понять шаги истории? Или только лидерам это дано?
     
     Внимательное чтение и наблюдение даёт обильную пищу для подобных пассажей. Особенно если это происходит ночью. Не зря говорится: «Дни для действия, ночи для размышлений»
     
     «Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли...», я мало обращал внимания на работу моего организма. Машина работала беззвучно и мягко, легко преодолевая перегрузки и перепадки.
     Неднократно, после всю ночь длящегося пира, приходилось читать лекции, принимать экзамены, обсуждать результаты исследований. Звуки жизни звенели за окном, делая всё возможным и достижимым. Всё вызывало смех и удовольствие. На всё хватало времени: на развлечения, на путешествия, на женщин, на общественную деятельность, на учёбу и на работу.